logo

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Как начинались папиросы «Беломор» и как Сталин обогнал всех каналостроителей мира

news

В начале ноября 2010 года вышел свежий номер журнала «Энергетика сегодня» с новой статьей Олега «Беломорско-балтийская легенда». На этот раз тема – история Беломорско-Балтийского канала, достойного памятника российским рабочим, инженерам и конструкторам – всем, кто в начале далеких 1930-х в тяжелейших условиях Приполярья и фактически рабского труда всего за 20 месяцев проложил самую длинную в мире искусственную судоходную трассу. Слава тем, кто его построил, и вечная память тем, кто навеки остался на его берегах – в каменистой холодной земле, среди бескрайних лесов и болот...

В деле строительства этого гиганта первой пятилетки не остались в стороне и «инженеры человеческих душ». В августе 1933-го, перед открытием навигации по каналу, Беломорстрой посетила своеобразная экскурсия – 120 литераторов и художников. Идею поездки высказал Максим Горький, Сталин ее одобрил, а плавание по еще достраивавшемуся каналу организовало ОГПУ. В группе были сплошь звезды литературы – Алексей Толстой, Ильф и Петров, Михаил Зощенко, Борис Пильняк, Бруно Ясенский, Валентин Катаев. Они посещали образцовые участки строительства и общались с каналоармейцами – в основном через борт парохода, задавая вопросы о том, любят ли они свой канал, считают ли, что они здесь исправляются, и заботится ли руководство о быте заключенных... Стройка оставила у них в высшей степени приятное впечатление. Писатель Александр Авдеенко так вспоминал один из праздничных обедов: «Ошалел от невиданного изобилия. На огромных блюдах, с петрушкой в зубах, под прозрачной толщей заливного растянулись осетровые рыбины и поросята. На длинных тарелках розовеют ломтики истекающей жиром теши, семги, балыка. Бессчетное количество тарелок завалено пластинками колбасы, ветчины, сыра. Плавают в янтарном масле шпроты. Пламенеет свежая редиска. В серебряных ведерках, обложенные льдом и накрытые салфетками, охлаждаются водка, вино, шампанское, нарзан, боржоми». После поездки 36 наиболее благонадежных «экскурсантов» приняли участие в написании парадной коллективной монографии «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», изданной в 1934-м к XVII съезду ВКП(б). Авторы воспевали труд тысяч заключенных как единый порыв энтузиазма. Вот что, например, писал Максим Горький: «Работают ученые старики и пожилые инженеры, враги рабочего класса. Эти умные, образованные люди – враги – превращаются в энергичнейших сотрудников-рабочих, действуют ударно, не щадя своих сил, и действуют за совесть, а не за страх. Сотни социально-больных и «опасных» записывались в бригады ударников, становились каналоармейцами, лично и сознательно заинтересованными в успехе дела». Ну а Зощенко, вникнув глубже всех, писал: «Перековка – это не желание выслужиться и освободиться, а на самом деле перестройка сознания и гордость строителя». Но примечательней всего поэтические строки Александра Безыменского:

Я сообщаю героической Чека,
Что грандиозность Беломорского канала
И мысль вождя, что жизнь ему давала,
Войдут невиданной поэмою в века.
И если коллективом вдохновений
Поэму Беломорского пути
Сумеем мы в литературу донести,
То это будет лучшее из наших донесений.

<<<   <<  1 ... 26  27  28  29  30  31  32  33  34  >>   >>>